ВАЗ-2110. Самостоятельный ремонт привода заслонок отопителя. Проверка блока управления отопителем.

Тема в разделе "Отопление, вентиляция, кондиционирование", создана пользователем Messir, 8 ноя 2013.

  1. Messir

    Messir Мастер Команда форума Модератор

    Дневники:
    1
    Сообщения:
    4.824
    Рейтинг:
    328
    Репутация:
    +1.917 / 4 / -1
    Стандартная неисправность этого отопителя отопителя — дует только холодным или только горячим воздухом, и на положение рукоятки регулировки температуры не реагирует.


    Для начала, снимаем центральные сопла, передвигаем рукоятку направления потоков воздуха влево до конца (положение — всё в салон) и смотрим, как ведёт себя заслонка.


    Включаем зажигание, меняем положение регулятора температуры с "минимум" (синяя точка) на "максимум" (красная точка) и смотрим на заслонку


    01.jpg 02.jpg


    Если при этой проверке заслонка не шевелится, то в большинстве случаев виноват заклинивший микромоторедуктор привода заслонки отопителя.


    Бывает ещё разрушение посадочного гнезда заслонки, если она (заслонка) пластиковая. Такую неисправность можно определить на слух — слышно как работает редуктор, но заслонка не меняет положение. А иногда слышны щелчки проворачивания квадратного вала в посадочном гнезде.


    Если заслонка не шевелится при такой проверке, то можно для начала попытаться помочь редуктору. Включив зажигание, и переводя рукоятку температуры из одного крайнего положения в другое, подёргайте заслонку рукой. Делать это надо осторожно, и без лишних усилий. Если заработало, то это можно расценить как полумеру, т.к. если уж нашлась причина, по которой заклинило, всё равно в скором времени клинанёт опять. Зато, если "отпустило" и заслонка заработала, становится ясно что нужно искать причину в самом редукторе.


    Если чуда не произошло, и заслонка так и не реагирует, то следует проверить питание редуктора и блок его управления.


    Проверка системы управления отопителем.


    Схема управления отопителем

    003.jpg


    Для проверки, подсоединяем тестер к клеммам х1.2(розовый) и х1.8(коричневый). Включаем зажигание (САУО работает только при включенном зажигании). При переводе рукоятки температуры в крайние положения, на 10-15 секунд должно появиться управляющее напряжение 10В. Также при каждом переводе рукоятки температуры в крайние положения, полярность управляющего напряжения должна меняться. Если напряжение вообще отсутствует, значит неисправен контроллер САУО.
    Внимание! Ни в коем случае не замыкайте эти контакты и не подавайте на них напряжение (например плюс аккумулятора). Этим вы убьёте выход операционного усилителя САУО, рассчитанного всего на 1А, и попадёте на ремонт или замену блока. Стоит отметить, что блоки старого образца (несколько видов, все с автоматической скоростью, с буквой "А", у рукоятки скорости — четыре или пять положений) между собой взаимозаменяемы, но не взаимозаменяемы с блоком нового образца (без буквы "А", пять положений скорости — "0-1-2-3-4").


    Если отопитель работает только в крайних положениях или вы подозреваете, что редуктор работает, а его вал проворачивается в гнезде заслонки, то следует проверить исправность датчика положения заслонки.


    При переводе рукоятки температуры в крайние положения сопротивление между контактами х1.1(зелёный) и х1.4(голубой с пурпурной полосой) должно меняться. Пределы зависят от типа САУО и применяемой с ним модели микроредуктора:

    для нового образца 5 КОм (горячо) — 1.2 КОм (холодно),

    для старого 800 Ом (горячо) — 3.2 КОм (холодно).


    Если сопротивление вообще отсутствует или вал редуктора вращается, а сопротивление при этом не меняется, то неисправен датчик положения заслонки. Поменять его можно в сборе с микроредуктором или переставить с редуктора такого же типа.


    Если установлено, что контроллер САУО работает и выдаёт микромоторедуктору управляющее напряжение, а заслонка при этом не меняет своего положения, то придется снимать и проверять сам микромоторедуктор.

    Крепится он на корпусе отопителя тремя саморезами, и снимать его можно без демонтажа отопителя.


    Снятие микромоторедуктора.


    Снимаем дворники, откручиваем указанные стрелками саморезы, две гайки по бокам, аккуратно выводим пластмассовый зацеп из отверстия в кузове и снимаем жабо.

    004.jpg


    Для удобства последующих ремонтов имеет смысл слегка усовершенствовать систему подачи жидкости омывателя лобового стекла. Для этого, разрезаем трубку подачи жидкости и вставляем в неё пластиковый соединитель. В данном примере используетсяи кусочек трубочки от баллончика с монтажной пеной.

    005.jpg


    После снятия жабо, открывается доступ к микромоторедуктору.

    006.jpg


    Установлен он слева от вакуумного усилителя тормозов и поэтому для того, чтобы открутить 3 самореза его крепления, следует использовать или очень короткую. или же очень длинную отвертку.

    007.jpg


    Как только моторедуктор будет снят и его вал выйдет из гнезда заслонки, сама заслонка упадёт в положение "холодно".

    008.jpg


    Разборка микромоторедуктора.



    Итак, микромоторедуктор снят.

    009.jpg


    При помощи тонкой отвертки, аккуратно освобождаем зацепы корпуса, и располовиниваем корпус микромоторедуктора.

    010.jpg


    Вынимаем моторчик из корпуса.
    012.jpg



    Вставляем в разъём моторчика провода с питанием от САУО и проверяем, крутится ли он вообще.

    011.jpg


    Если моторчик не крутится, то правильнее будет заменить его на новый. Но, мы попробуем его реанимировать.


    Отметьте положение крышки моторчика относительно его корпуса. Это делается для того, чтобы случайно не поменять полярность при сборке.


    Аккуратно отгибаем опрессованный в двух местах бортик и снимаем крышку с моторчика. Разбираем моторчик.

    013.jpg


    Проверяем состояние коллектора и щеток моторчика, а также состояние подшипника в корпусе.

    014.jpg


    Если моторчик не работал, то пытаемся найти и устранить причину. Или же, заменяем его новым.

    Если работал, то смазываем подшипники силиконовой смазкой.

    Проверяем состояние шестеренок редуктора.


    Одной из причин поломки редуктора при исправном моторчике является срез зубьев шестерни редуктора.


    Опять же, правильным будет замена либо шестерни, либо всего редуктора. Но, мы и это попробуем восстановить.


    Ремонт шестерни микромоторедуктора.


    Для этого нам понадобится обычная чайная сода и суперклей.

    015.jpg


    Очищаем и обязательно обезжириваем обрабатываемый участок.

    016.jpg


    Посыпаем его содой.

    017.jpg


    Затем, наносим на соду немного суперклея. Имейте ввиду, что смесь застывает мгновенно. Главное не промазать и не налить клея мимо, например в другие зубцы.

    Берем надфиль или очень тонкий напильник и выпиливаем новый зубчик на шестеренке. Дело это довольно тонкое и кропотливое.


    Доводим до идеала, чтоб шестерни прокручивались свободно, без заеданий.

    018.jpg


    Той же силиконовой смазкой смазываем все валы и шестерёнки редуктора. Собираем и опрессовываем моторчик, соблюдая нанесённые метки.


    Подключаем к редуктору разъёмы и проверяем его работу.

    019.jpg


    Если все работает исправно, то собираем все в обратном порядке.

    Дополнительную информацию о Десятке / Ваз 2110 можно почитать здесь.

     
    Последнее редактирование: 8 ноя 2013
    • Мне нравится [+] Мне нравится [+] x 1