Может ли стать хладагент R134-A причиной выхода из строя установки для заправки автомобильных кондиционеров АС?Возможно ли такое? Ведь газ R134-A является штатным, им заправляют системы на автомобильном конвейере. Для начала давайте разберемся, что же такое газ R134-A? Фреон R134A – бесцветный, не ядовитый газ, представитель современных хладонов, что используются в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он относится к группе фторуглеводородов и носит химическое название тетрафторэтан. Этотфреон используют в различных сферах, например, в пневматическом оружии,для заправки в баллоны для пылеочистительных устройств, для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество часто используется для охлаждения персональных компьютеров. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ХЛАДОНА R134A: Надежность использования в любых условиях. При его эксплуатации не требуются исключительные условия безопасности. Стабильность рабочих характеристик. Термодинамические показатели, лучшие из существующих. Нулевой потенциал разрушения озонового слоя. По результатам испытаний в широком температурном диапазоне былоустановлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает лучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22. НЕДОСТАТКИ ФРЕОНА R134A: при температуре выше 250 градусов фреон разлагается с выделением вредных паров, например фосгена; коэффициент парникового эффекта GWP в 1400 раз выше, чем у СО2 (равен 1); фреон имеет высокую гигроскопичность, например, при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему; при попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси. ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ ФРЕОНА R134А: Хладагент нельзя смешивать с традиционными синтетическими и минеральными маслами. Фреон R134A в них не растворяется. Масло не транспортируется по контуру охлаждения, оседая в теплообменниках и препятствуя теплопередаче. Специально для нового хладагента были разработаны полиалкиленгликолевые масла, которые имеют высокую гигроскопичность и низкую диэлектрическую проводимость. Хладагент проще заправлять после утечки по сравнению с популярными аналогами. Молекула R134A имеет меньшие размеры в сравнении с R12, поэтому к герметичности системы и особенно к местам сочленений предъявляются повышенные требования. Для использования R134A необходимы: гигроскопичные масла; соответствующие компрессоры; Все системы перед заправкой хладоном R134A и заменой масла тщательно обезвоживаются. В контур автокондиционера необходимо установить фильтры осушения, которые должны соответствовать по размеру фильтруемых частиц размеру молекул R134A. Физические характеристики газа R134A: Наименование показателя Числовое значение, мераизмерения Температура кипения -26,5 градусов Критическое давление 4,06 МПа Критическая температура 101,5 градусов Озоноразрушающий потенциал 0 ODP Молекулярный вес 102,03 г/моль Плотность жидкости 126 кг/м3 Плотность газа 5,28 кг м3 Растворимость в воде 0,21 об/об Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники. В состав фреона R134A входят: хладон 134 — 62,9%; хладон 218 – 32,6%; H-бутан – 4,5%. Но также возможно использование чистого 100% хладона R134A. Оценить качество заправляемого или откаченного из автомобиля хладагента можно только газоанализатором. И это совершенно не лишняя операция. Так, например, проверка была проведена на абсолютно новом автомобиле, обслуживанием которой занимается известный центр в Минске. Результаты получились неутешительными: