Справка Тормозная жидкость. Маркировка, спецификация и пр.

Тема в разделе "FAQ по маркам и моделям автомобилей", создана пользователем Messir, 18 янв 2014.

  1. Messir

    Messir Мастер Команда форума Модератор

    Дневники:
    1
    Сообщения:
    4.804
    Рейтинг:
    328
    Репутация:
    +1.909 / 4 / -1
    Все современные легковые автомобили оснащены рабочей тормозной системой с гидравлическим приводом. Т.е. водитель, нажимая на педаль тормоза воздействует на колесные тормозные механизмы силой, передаваемой посредством жидкости. Жидкость эта особенная и носит название ТОРМОЗНОЙ.

    Тормозные жидкости имеют специальную классификацию по DOT.

    DOT - это английская аббревиатура от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT) - Департамент транспорта США, занимающийся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своем стандарте FMVSS №116.

    Все технические масла, жидкости, и даже шины имеют классификацию по DOT, как признанному в мире лидеру в области разработок по автомобильной безопасности.

    Тормозная жидкость имеет маркировку DOT 3, DOT 4, DOT 5 и даже DOT 5.1, иногда на российском рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Но это Россия, и тут, как говорится кто во что горазд. Скорее всего, последние являются тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом.


    Тормозная жидкость DOT 5.1 не имеет никакого отношения к DOT 5.

    Тормозная жидкость, кроме своего основного предназначения в передаче и распределении тормозной силы, является еще теплопоглотителем. Ввиду того, что в процессе своей работы исполнительные механизмы тормозной системы автомобиля подвергаются сильным тепловым нагрузкам, часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя вынуждена исполнять и тормозная жидкость. А если перегрев жидкости в полости рабочего цилиндра приведет к ее закипанию, то образовавшиеся паровые пробки вызовут падение давления в контуре и резкое снижение эффективности тормозной системы. Именно поэтому одним из самых важных показателей качества тормозной жидкости является её температура кипения.

    Следующий важный показатель - это коррозионная агрессивность.
    Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100°С), после чего оценивают внешний вид пластин, определяют изменение их массы и оценивают состояние самого раствора.

    Другой важный показатель качества — кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при –40°С и при 100°С. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный — смазывающую способность жидкости.

    Следующий тест — взаимодействие с резиной. При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость.

    В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно нормам, «купание» в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов».

    Один из следующих важных критериев - это совместимость с другими тормозными жидкостями, испаряемость, массовая доля механических примесей и т. д. Российскими тех. условиями предусмотрено 15 показателей качества!


    Виды тормозных жидкостей.

    Какую же жидкость использовать в автомобиле? DOT3, DOT4, DOT5, или DOT5.1?

    Каждый автопроизоводитель размещает эту информацию прямо на крышке бачка для тормзной жидкости, с пометкой "не ниже". Т.е., если на крышке указано "не ниже DOT-3", то можно смело наливать DOT3 и DOT4.

    Рассмотрим их различие.


    DOT 3

    Тормозная жидкость DOT 3 является «традиционной», и используется в большинстве транспортных средств.

    Преимущества:

    сравнительно недорогая тормозная жидкость, ее можно приобрести на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей.

    Недостатки:

    DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками
    DOT 3 разъедает краску!
    DOT 3 достаточно гигроскопична, т.е. быстро поглощает влагу. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT3, жидкость следует использовать в течение недели.
    Так как DOT 3 поглощает влагу, то это способствует усиленной коррозии тормозных трубок и деталей цилиндров.


    DOT 4

    Используется в большинстве серийных автомобилях, в том числе и оснащенных АБС.

    Преимущества:

    DOT 4 поглощает влагу не так усиленно, как это делает DOT 3.
    Точка кипения у DOT 4 значительно выше, по сравнению с DOT3.


    Недостатки:

    DOT-4 тоже разъедает краску!
    DOT-4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT 3.
    DOT-4 хоть и меньше, чем DOT-3, но все же тоже поглощает влагу.


    DOT 5 или silicone


    Преимущества:

    DOT 5 не разъедает краску.
    DOT 5 не поглощает влагу и имеет высокую коррозионную стойкость.
    DOT 5 является совместимой с любыми резиновыми частями.


    Недостатки:

    DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT-4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, именно по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка и промывка тормозной системы.

    Первые выпускаемые жидкости DOT-5 имели некоторое несоответствие добавок, что иногда приводило к разбуханию и выходу из строя резиновых частей тормозов. В последних формулах эта проблема была устранена.

    Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в системе.
    Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек.

    DOT 5 является несколько компрессионной, что дает едва заметное ощущение «мягкой педали», к тому же точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.
    DOT 5 примерно в два раза дороже, чем DOT-4.

    DOT 5.1

    Тормозная жидкость DOT 5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5.

    DOT 5.1 рекомендуется применять на автомобилях предназначенных для быстрой спортивной езды.

    DOT 5.1 можно описать, как «высокотехнологичная» тормозная жидкость DOT-4


    Преимущества:

    DOT 5.1 обеспечивает лучшую работу тормозного привода, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или DOT (фактически, конечная точка кипения ~ 275°C), почти такая же, как у тормозных жидкостей для гоночных автомобилей (около 300°С), а начальная точка кипения тормозной жидкости DOT 5.1 примерно 175-200°С, что значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (~145°C).

    DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

    Недостатки:

    DOT 5.1 поглощает влагу
    DOT 5.1, как DOT 3 и DOT-4, разъедает краску.
    DOT 5.1 стоит дороже, чем DOT3 или DOT4, и ее будет сложнее найти.


    Спортивные тормозные жидкости.

    Отдельным пунктом следует выделить спортивные тормозные жидкости, например такие как Ferodo FORMULA и Castrol SRF.

    Эти жидкости являются высокотехнологичным продуктом, разработанным для использования исключительно в гоночных автомобилях. Они имеют высокую температуру кипения 300 и 303°С соответственно.

    Замену такой жидкости необходимо проводить как минимум раз в год.


    Преимущества:

    Обеспечивают надежность и максимальную отдачу спортивных тормозных систем.
    Практически исключаеться закипание и вспенивание жидкости в режимах максимальной нагрузки тормозной системы.

    Недостатки:

    Значительно дороже чем DOT 5.1

     
    • Мне нравится [+] Мне нравится [+] x 1